+menu -


Биография Масутацу Ояма

Масутацу ОямаМасутацу Ояма родился 27 июля 1923 года, в одной из деревень Южной Кореи. Настоящее его имя Енг И Чой.

Единоборствами Масутацу начал заниматься очень рано, в возрасте 9 лет. В 1938 году, в пятнадцатилетнем возрасте он уезжает в Японию, и поступает в авиационное училище, он хочет стать летчиком, подобным герою своего времени, 1-му корейскому летчику-истребителю. Выжить в непростых условиях в столь юном возрасте, оказывается гораздо труднее чем ему казалось, тем более что корейцы учащиеся в летных училищах Японии считались чужаками и отношение к ним было соответствующее.
Несмотря на нелегкое время в своей жизни он продолжает практиковать единоборства, занимается дзюдо и боксом. Как-то раз он замечает ребят, практикующих Окинава Карате. Это заинтересовывает его, и он отправляется в додзе Гичина Фунакоши в Университете Такушоку, где он овладел тем, что сегодня называется Шотокан Карате (бесконтактное стиль карате).

Ояма быстро прогрессирует: к 17 годам он получает 2 дан, а к тому моменту, как поступает на службу в Японскую Имперскую Армию, в 2- лет — получает 4 дан. В это время его серьезно заинтересовало дзюдо, и результаты в этом единоборстве были не менее выдающимися. К моменту завершения тренировок по дзюдо Масутацу, менее чем за 4 года с начала тренировок, достигает 4 дана по дзюдо.

После поражения Японии во 2-й Мировой войне, Масутацу Ояма впадает в отчаяние и депрессию и практически забрасывает практики. К счастью, Co Нeй Чу уже вошел в его жизнь.
Co Нeй Чу В — это мастер того времени, кореец, земляк Оямы, проживающий в Японии, являющийся одним из выдающихся мастеров Годзю Рю. Этот Мастер славился своей физической и духовной силой. Именно он вдохновил Ояму, посвятить жизнь Воинскому Пути (Будо). Со предложил, Ояме идею о том, чтобы Ояма уединился от людей и на протяжении 3-х лет занимался тренировкой духа и тела.
В 23 года Масутацу Ояма встречает Эйджи Йошикаву, автора романа «Мусаси», который был основан событиях из жизни и дел известнейшего Самурая Японии. Роман, и его автор помогают Масутацу Ояме более глубоко понять кодекс Самурая — Бусидо.

В тот же год Масутацу отправляется на гору Минобу в округе Чиба, где Мусаси основал стиль боя на мечах Нито-Рю. Масутацу полагал, что это будет подходящим местом для того, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, которые он взял с собой, была копия книги Йошикавы. Студент которого звали Ясиро пошел вместе с ним, но одиночество очень тяжело отразилось на нем, и после полугода тренировок Ясиро тайно сбегает ночью. Это очень тяжело сказывается на Ояме, и желание вернуться в общество становится еще сильнее. Со Ней Чу множеством примеров убеждает Ояму продолжать тренировки, и Ояма принимает решение стать самым сильным каратистом Японии.

Масутацу ОямаЧерез какое-то время человек, снабжающий Масутацу средствами для проживания, сообщил, что он не может более оказывать поддержку Ояме. Через 14 месяцев, Ояме приходится прервать свое уединение.
Спустя некоторое время, в 1947 году, Масутацу выигрывает 1-й, после 2-й Мировой войны, Всеяпонский чемпионат по карате. Несмотря на это Ояма по-прежнему в чувствует опустошение в душе из-за того, что у него не получилось пробыть 3 года в уединении. Ояма решает посвятить себя и свою жизнь карате.
Он начинает заново, теперь уже на горе Киeзуми , в тех же окрестностях Чиба . Это место Ояма выбирает для своего духовного подъема. Тренировки Оямы становятся интенсивнее до фанатичности по степени нагрузок — по 12 часов в день, ежедневно и без перерыва.
Он стоит под струями холодной воды водопадов, бросает речные камни руками, использует деревья как макивару, совершает 100-ни отжиманий, тем самым закаляя свое тело. Он включает в свое ежедневное расписание обучение научным трудам классиков боевых искусств, дзен и философии. Через 18 месяцев Ояма завершает свое уединение, приобретя уверенность в себе и способность полностью себя контролировать.
Во время недолгого, но плодотворного уединения в горах он живет согласно строго разработанному режиму, часто упоминаемому в биографиях Оямы и служащему назиданием для легкомысленных учеников:

  • 4 часа утра — подъем. Медитация с закрытыми глазами — 10 минут. Бег трусцой по горам — 2 часа.
  • 7 часов утра — приготовление еды.
  • 8 часов утра — трапеза, во время которой совмещаются завтрак и обед.
  • 9 часов утра — начало практик. 10 раз выполнить комплекс, состоящий из 5 упражнений:
  • поднять 20 раз — 60 кг штангу;
  • отжимания на пальцах 20 раз;
  • отжимания в стойке на руках 20 раз;
  • подтягивания на перекладине 20 раз;
  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева по макиваре.

После выполнения каждого из комплексов выполнить дыхательные упражнения и сразу же приступить к последующему комплексу.

  • После 10-ти кратного исполнения данного комплекса — отдых до 11 часов.
  • 11 часов утра — исполнение ката.
  • При этом, каждый день исполнять по 100 раз какое-либо 1 ката. Например, в 1-й день Хэйан-1, во 2-й день Хэйан-2 и т.д. до тех пор, пока не выполнит все 5 комплексов Хэйан, а после — выполнить их в обратном порядке. Это же следует проделать со всеми оставшимися ката.
  • 2 часа пополудни — подъем тяжестей. Поднять 60 кг штангу 20 раз, затем плавно увеличивать нагрузку.
  • Выполнить 1000 отжиманий: 200 раз на 2-х пальцах, 200 раз на 4-х пальцах, 400 раз на 5-ти пальцах. Перед выполнением каждого комплекса — сделать небольшой перерыв. Время от времени, для того, чтобы разнообразить свои тренировки — выполнять 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
  • 3 часа пополудни — разработка приемов спарринга; тренировки с макиварой; лазать по канату; выполнять упражнения для мышц брюшного пресса — 200 раз; после — разбивание камней.
  • 5 часов пополудни — приготовление еды. Ужин.
  • 6 часов пополудни — медитация и отход ко сну.

В дополнение к этому, следует сказать, что большое количество подвижников и энтузиастов боевых искусств придерживалось похожего распорядка дня не год и не два, а 20-30 лет или всю свою жизнь.

Однако, для мастера, который принимает решение сделать вызов крупнейшим школам, человека, который желает внедрить новую методику обучения карате, 1-й победы на турнире было явно недостаточно. Мужчина, вполне современного склада, Масутацу быстро понял, что помочь в столь смелой затее могла только яркая реклама. Со своей ярой целеустремленностью Ояма начал заниматься подготовкой серьезнейшей рекламной компании, тренируя зрелищные номера. В 1949 году Ояма селится в лачуге рядом с городской бойней и проводит там 7 месяцев, изучая поведение животных. Он разрабатывает свой способ ликвидации быков голыми руками — отрубая быкам рога под корень ударом «рука-меч».

Масутацу ОямаВ 1950 — Сосай Масутацу Ояма начинает проводить демонстрации своей силы, вступая в схватки с быками. Количество быков, с которыми ему довелось сразиться составило 52 штуки, из которых были убиты 3 быка, и 49 быкам были обрублены рога, знаменитым ударом «шуто» (удар ребром ладони). О легкости поединков не могло быть и речи. Масутацу радостно вспоминал о своем 1-м эксперименте, который закончился только тем, что он разъярил быка. В 1957 — в Мексике, когда ему было 34 года, Ояма находился на грани жизни и смерти, когда бык рогом пропорол его. Масутацу удалось завалить быка и ударом обрубить его рог. Этот случай на полгода приковал Ояму к постели и ему чудом удалось восстановиться от смертельной раны. Общество по защите животных Японии заявило о протесте, направленном на прекращение боев Оямы с животными после известия о том, что Ояма намеревался сразиться с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой предназначились для бойни.

В 1952 — Масутацу устраивает гастрольный выезд по США, где производит фурор и приводит в полное смятение публику, продемонстрировав невероятные номера. И действительно, какой должна была быть реакция американских зрителей, когда приезжий мастер раскалывал, будто фарфоровые, громадные булыжники, сносит горлышко пивной бутылке, и бутылка при этом не падает, бьет себя молотком по костяшкам пальцев, пробивает руками и ногами толстенные доски, уложенные в 15-20 слоев черепицу и лежащие друг на друге 3-4 кирпича? Масутацу путешествует по США на протяжение года, демонстрирует свое мастерство карате вживую и по национальному телевидению.
В течение последующих лет, Ояма вызывает на поединок мастеров различных видов единоборств, в том числе и боксеров, и проводит 270 поединков с различными бойцами.

Большая часть бойцов были повержены 1 ударом! Бой никогда не продолжался больше 3-х раундов, и крайне редко продолжался более нескольких секунд. Его тактика была проста: Ояма сокращал дистанцию, приближаясь к сопернику и наносил удар, законным результатом которого было то, что противник становился обладателем перелома. Если же сопернику удавалось блокировать удар, то этого блока было недостаточно и удар проходил сквозь него. Если же соперник не мог блокировать атаку, то его ребра были сломаны. Масутацу становится известен как «Рука Господа», как наглядное отражение принципа японских бойцов «Один удар — одна смерть». Это являлось истинной целью техники карате. Сложная техника ног и замысловатые приемы были второстепенны (хотя Ояма применял и их, при чем очень эффективно).

Масутацу ОямаВ 1953 — Масутацу Ояма открывает свой 1-й додзе в Медзиро в г. Токио. В 1956 году, 1-й постоянный додзе открылся в бывшей балетной студии за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от сегодняшнего Японского центрального Додзе. К 1957 году было 700 учеников, несмотря на огромное количество не выдерживавших тяжелые и изнурительные тренировки. Адепты других стилей приезжали в додзе Оямы для того, чтобы попрактиковать полноконтактное карате.
Один из 1-х инструкторов, Кенджи Като, говорил недавно пришедшим адептам других стилей, чтобы они соблюдали технику других стилей, и изучали любые методы и приемы, которые могли бы помочь реальном бою. Это и было тем карате, которое развивал Масутацу Ояма.

Масутацу брал методы и приемы изо всех единоборств и не ограничивался одним карате. Ученики додзе Оямы серьезно подходили к обучению боевым приемам, видя в своих тренировках, в первую очередь, искусство ведения боя. Некоторые ограничения все же присутствовали при проведении кумитэ (полноконтактный поединок) — удары в голову наносили открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах являлись разрешенными. Раунды кумитэ длились до того момента, как было объявлено о полном поражении. Травмы в те времена являлись типичным явлением, и отсев учеников был крайне высоким (свыше 90 %). К ученикам не проявлялось никаких снисхождений. Каждый получал то, что заслужил.

В это время Масутацу Ояме приходит мысль об открытии собственной школы.Он приступает к созданию новой школы карате — Киокушинкай (Общество Абсолютной истины), открыто противопоставляя ее всем до этого существовавшим направлениям и стилям карате.
Мировой центр школы официально открылся в июне 1964 года, и официально было принято название Киокушин, имеющее значение «Окончательная истина». С того времени, Киокушин распространился более чем по 120 странам мира, и на сегодняшнее время зарегистрированных членов IKO, более 12 миллионов, т.е. это одна из самых крупных федераций карате в мире. Среди знаменитостей, связанных с Киокушином: Шoн Коннери — почетный 1-й дан; Дольф Лундгрен 3-й дан — Чемпион Австралии в тяжелом весе; Президент ЮАР Нельсон Мандела — почетный 8-й дан; Австралийский Премьер-министр Джон Говард — почетный 5-й дан; которому черный пояс был вручен при официальном открытии Киокушин додзе в Сиднее в июне 1988 года.

Масутацу ОямаЧто это? Победа нового стиля карате? Hет, скорее оптимально реализованный потенциал всего наследия карате, бессмертных заветов старых мастеров. Масутацу никогда не скрывал эклектической направленности своего стиля карате. Отказавшись от догм и установок, которые были свойственны традиционным воинским искусствам и прежде всего от узко-сектантского подхода, он предпринимает генеральную ревизию большого количества видов единоборств (как с оружием, так и без него), с задачей отобрать нужные для своего стиля элементы. Все это, в комплексе, было призвано обеспечить требования стиля: силу, стойкость и эффективность.

Масутацу вводит большое количество новых, позаимствованных и изобретенных комбинаций в тактику кумитэ (свободного поединка), тем самым, несомненно, пополнив арсенал карате, хоть и в его разработках мы не сможем отыскать стройной системы, привязанной к философским и космогоническим моделям, которой могли похвастаться старые межконтинентальные школы. В области философии Масутацу шагает по руслу традиционных учений. Выучив труды Такуяна, Миямото Мусаси и других мастеров прошлого, он продолжает развивать их идеи о слиянии человека со всей безграничной Вселенной, о преобразованиях духа-разума в Пустоту посредством практики Дзен. Желая суметь преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзенской логики и реальностью современной жизни, Масутацу подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в Дзен не противопоставляется существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти к этому можно лишь преодолевая антиномии жизнь — смерть и победа — поражение. Важную роль отводит Масутацу продолжительной сидячей медитации — дза-дзен и обязательной кратковременной медитации с закрытыми глазами, предшествующей и завершающей тренировки, моку-со.

И все-таки, самое важное в системе Масутацу то, что находит отклик в сердцах миллионов, не безжизненная теория, не медитации и не разучивание вполне стандартных для карате движений, а практическая эффективность, максимальная жизнеспособность. Для своих учеников он разрабатывал целый каскад умопомрачительных трюков, воплощающих передовые достижения карате на физическом уровне:

  • — пробить подвешенный на 2-х нитках лист тонкой рисовой бумаги ударом кулака и пальцев руки;
  • — расколоть подвешенную на веревке доску (или кирпич) ударом кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  • — расколоть несколько дюймовых досок, которые держат в руках 2 ассистента всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около 2-х метров;
  • — расколоть плавающую в бочке с водой дюймовую доску;
  • — расколоть руками, ногами и головой до 20-ти слоев черепицы;
  • — расколоть ударом «рука-меч» или «железный молот» 3-х лежащих друг на друге кирпичей;
  • — расколоть ударом «рука-меч» 3 лежащих друг на друге с промежутками ледяных плит толщиной в 3 дюйма каждая;
  • — пробить рукой и головой ледяную глыбу;
  • — расколоть массивный булыжник основанием ребра ладони;
  • — отрубить горлышко стоящей бутылки;
  • — проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
  • — пронзить ударом «рука-копье» подвешенную коровью тушу.

Все вышеперечисленные действия относятся к категории позитивных (Ян), воплощающих принципы активного нападения. Другое значимое место в показательной программе Киокушина занимают и номера, которые раскрывают необыкновенную способность организма к пассивному сопротивлению и относится к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в 2 дюйма ломается при ударе о спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или так: каратист ложится спиной на доску, из которой торчат гвозди, на грудь ему кладется гранитный валун весом не менее 50 кг и валун разбивается ударом кувалды. Впечатляюще! Однако, еще более удивительные трюки присутствуют в выступлениях индийских йогов-факиров или китайских мастеров цигун.

Масутацу Ояма гасит свечу ударомСиловые номера в Киокушине сочетаются со всевозможными тестами на быстроту, четкость и точность. Вот эти упражнения: погасить свечу с дальней дистанции различными ударами рук и ног, разрубить ребром ладони спичечный коробок из тонкой фанеры, выдернуть бумажный лист из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и т.п. яркие демонстрации, рассчитанные на свою зрелищность.
Однако Сосай привлекает сторонников не только цирковыми демонстрациями. Ояма лично проводил тренировки спортсменов из разных стран, путешествует по всему миру с лекциями и показательными выступлениями. Его перу принадлежало немало книг, брошюр, технических пособий и разработок. По его заказу сняли большое количество рекламных фильмов, среди которых как документальные фильма, так и художественные. Hо вот что стоит выделить — его ученики побеждали на чемпионатах. И не спроста школа Киокушинкай не входила во Всеяпонскую федерацию карате, противопоставляя ей свою Всемирную федерацию. Сосай шел своим путем.

Печально, но в апреле 1994 года в возрасте 70 лет основатель Киокушинкай карате Масутацу Ояма умирает, от рака легких, хотя и не являлся курильщиком.
Ответственным за организацию остается Шокей Мацуи (5 дан).
Масутацу ОямаСмерть Оямы привела к большому количеству политических и экономических противоречий во всем мире Киокушинкай, которые спустя большое количество времени, к сожалению, актуальны до сих пор. В результате происходит раскол Киокушинкай, во многом напоминающий раскол в Шотокан карате. Теперь, кажется, каждая группа, будет утверждать что «только они» являются истинными наследниками Киокушинкай Масутацу Оямы, духовно или даже материально. Один из глав Киокушинкай в Австралии Гарри Роджерс даже сделал предположение (в шутку), что возможно Масутацу Ояма создал суматоху нарочно, потому что он не хотел, чтобы Киокушин выжил без него!
Однако имеет смысл сделать предположение о том, что все группы Киокушинкай, независимо от их окончательной преданности, будут поддерживать принципы и стандарты, установленные Масутацой Оямой. Возможно, организации Киокушинкай будет жизнеспособной, и как во всех хороших школах, некоторые из учеников, по итогу, оставляют свой дом и открывают свои собственные школы. Некоторые из отколовшихся групп могут, на словах, остаться преданными принципам Киокушин, так как сделал в 1991 году Стив Арнейл в Великобритании.
Другие, такие как Сигейру Ояма в США, пошли дальше, основав и развивая свой собственный стиль, основанный на принципах Киокушинкай карате.